14 июля 2017

27 июля
Москва
9+ мастер-классов;
ведущие: Андрей Левченко, Анна Каримова, Ирина Шищенко, Ирина Бова, Антон Зорькин;
а также бесплатные коуч-сессии от экспертов МАК Светланы Манакиной и Ольги Красновой.
[ подробнее и регистрация ]


#1.
Авторам журнала: начат набор авторов в
67 Обучение сотрудников служб сервиса и фронт-офиса.
Требования к оформлению, образцы, адрес для отправки материалов [ подробнее ]


#2.
Горящие предложения от МГПУ

1) Магистерская программа «Управление проектами в образовании» [ подробнее ]

2) Магистерская программа «Бизнес-педагогика» [ подробнее ]


#3.
Дмитрий Сёмин
, победитель Рейтинга бизнес-тренеров 2017 в номинации «командообразование» приглашает Вас организовать для своей компании корпоративные тренинги нового типа:
«Адаптивное мышление руководителя» и
«Адаптивная команда».
Цель: гибкость в условиях перемен, умение быть здесь и сейчас, создавать и действовать в эффективном содружестве [ подробнее ]


#4.
27 июля
конференция проекта живое общение с гуру: Грани современной Женщины (10 мастер-классов)
про то как везде успевать, отлично  выглядеть, преуспеть в бизнесе, семье и научиться получать удовольствие от жизни + коуч-сессии [ подробнее ] 


#5.
до 1 Сентября
льготный период оплаты в осеннюю группу курса: Директор корпоративного учебного центра  
29 ноября — 3 декабря
13+ модулей, 5 дней (со Среды по Воскресенье), 5 ведущих-практиков
[ подробнее ] 


#6.
18-20 сентября
КРОКУС ЭКСПО:
HR & Traininngs EXPO 2017 
[подробнее ]


#7
Марша Рейнольдс
MCC ICF, Звезда мирового Коучинга
19 сентября — 24 сентября в Москве!  [ подробнее ]

Марша имеет 33 года опыта работы в области организационного обучения и развития, а также 17 лет опыта работы в сфере коучинга руководителей высшего звена. В настоящее время она ведет коуч сессии, преподает и проводит презентации на конференциях по всему миру, уделяя особое внимание темам эмоционального интеллекта и углубленных навыков коучинга для руководителей. Марша имеет докторскую степень в области психологии и 2 степени магистра в области педагогических наук и коммуникаций. Она является Сертифицированным мастером коучинга (Master Certified Coach (MCC) и экс-президентом Международной федерации коучинга (ICF). Выдержки из ее книг и интервью цитировались во многих изданиях, включая Fortune Magazine, Harvard Management Update, The New York Times, Fortune.com, CNN.com, а также в многочисленных бизнес изданиях в Казахстане, Украине, России и Сингапуре. Марша проводила коуч сессии для руководителей высшего звена, топ-менеджеров, региональных директоров глобальных корпораций и лидеров, подающих большие надежды. Она также специализируется на коучинге для женщин руководителей.


#8.
12 октября
конференция проекта живое общение с гуру:
Грани Лидерства (9 мастер-классов)
про лидеров, от лидеров, о том, как стать лидером [ подробнее ] 


#9.
Новости от компании BBI для T&D и HR-директоров
19 октября. Марк Гоулстон. [ подробнее ]
10 ноября. Дейв Логан. [ подробнее ]


#10.
16 ноября
конференция проекта живое общение с гуру:
Грани Маркетинга (18 спикеров)
про маркетинг, про его применение в HR, от профи для профи [ подробнее ] 


А на сладенькое — статья от журнала «Корпоративные Университеты»
автор: Марат Удовиченко

Иллюзии электронного обучения или «Коперника сожгли за то, что Земля круглая«

В конце девяностых была создана комиссия РАН по лженауке, и у меня складывается впечатление, что пришло  время создать подобную комиссию и в области корпоративного обучения. Конечно, нашим «Бронниковым», «Петрикам» и «Вангам» с «Мессингами» нельзя похвастаться глобальными масштабами (и слава Богу!), но с каждым годом «маразм крепчает» и, если не предпринять мер, маразм станет нормой жизни. Я буду называть это Иллюзиями, хотя в голове крепко держится слово «Бред». Почему? Потому, что редко кто на фразу — «да Вы, батенька, чушь сморозили» — отреагиирует с пониманием и благодарностью, большинство обидется, что-то промямлит про то, что оно тоже имеет право на свою точку зрения и т.п. и т.д. В общем, буду следовать совету охотника из фильма «Обыкновенное Чудо» — «Хочешь поругать? Сначала похвали!». По этой причине — «иллюзии».


Иллюзия №1 или «все так делают» или (видимо ещё значимее в глазах говорящих) «ведущие мировые компании так делают» | «на Западе это стало уже обычной практикой».

Начну издалека. Все мы приматы (даже, о боже, Я! Какой ужас!) Или, говоря по простому, — «обезьяны» — или, как сказал один автор одной известной книги — «Голые обезьяны» — все ведь остальные приматы — «волосатые». Хотя при таком подходе к каким обезьянам причислить нашего старосту группы (когда я учился в МВТУ им. Н.Э.Баумана) становится непонятно, так как при его волосатости плавки на пляже ему были не нужны. Итак, мы — приматы. Это означает, что мы высокосоциальные существа, то есть для нас наш социум — определяющ! Помните такое слово — «обезъянничать» — велик Русский язык, ловко схватывает суть Человека. Переведём этот народный термин (обезъянничание) на «научные» рельсы — копинг, копирование, повторение. То есть копирование, повторение действий тех приматов, которые привели тех приматов к успеху / результату и т.п. — нормальная практика и этим занимается подавляющее большинство (95-99%) приматов и «Человеков». Как говорится — зачем думать? Трясти надо!

Типичная ситуация — HR приходит «к тупому и ничего не понимающему в важности оценки персонала и компэнбенах директору» и говорит — «сейчас так все делают» — «все ведущие компании имеют электронный университет» — это экономия, это возможность учиться для всех сотрудников, это дёшево (в пересчёте на сотрудника{это важно, это дёшево не потому, что дёшево, а в пересчёте  на сотрудника (смотри иллюзии про «среднее»)}), это мотивация, это круто, наконец! Директор задаёт вопрос — «почём?» — получив ответ говорит — «нет». И HR, получив ещё раз подтверждение «тупости и недальновидности» директора идёт заниматься своими другими, не менее важными делами.

О чём забывает HR? О контексте ситуации! Трусы Валуева не подойдут пигмею из новой Зеландии, хотя оба приматы и хотя весь Западный (так сказать Цивилизованный!) Мир в них ходит! И  не подойдут не по размерам (как вы могли бы подумать), а по простой причине — пигмею они, трусы эти, не нужны! Почему, если одной компании подходит электронный университет, то другой он должен подходить обязательно? Если Вы любите пиво, если пиво в Чехии любят все (или почти все (и как я их понимаю!)), то это не означает, что предпочитать Квас Пиву не цивилизованно.

Однако, надо ведь дать совет о том, что делать. Что делать? — наш любимый вопрос, как будто у нас своих мозгов нет, а те, кто слева («продвинутый» Запад) или справа ( «мудрый» Восток) точно знают, да ещё и за «толику малую» с нами поделятся. Как говориться — «Ага. Щас».  Мой опыт говорит следующее — думать надо своей головой. Почему? Потому, что у каждого из нас в распоряжении для думания есть только своя голова! Можно думать о других (как при коучинге), вместе с другими (как при совместном принятии решения и обсуждении) или самостоятельно, но всегда надо использовать только свою голову, а мнение других только учитывать. Не копировать, не повторять, не дублировать — а думать самим, учитывая свой и чужой опыт и знания.

Хотите факт, подтверждающий эту мысль? Знаете поговорку — снаряд дважды не попадает в одну воронку (место)? Так вот, — попадает, — но крайне редко! А это означает, что копирование чужого опыта эквивалентно ожиданию того, что снаряд попадёт дважды в одну и ту же воронку — это возможно, но маловероятно. То есть маловероятно, что вашей компании поможет то, что помогло вашему конкуренту или соседу или тем, кто «на вас похож».

И еще, хотите узнать реальную эффективность электронного обучения (а  не в пересчете на «среднего сторудника»)? Посмотрите, — интернет полон примеров в основном коммерчески неоправданных и прогоревших / освоивших бюджет / проектов электронного обучения — так если у них не получилось, при их бюджетах на рекламу, на  разработку курсов и т.п. окупить эти свои вложения, то почему ваши доморощенные электронные поделки должны давать результат? Да, вы освоите бюджет. Да, вы даже сделаете это честно и добросовестно (в это я, как раз, верю!). А что потом? Сколько сотрудников пройдёт курсы? А сколько людей пройдёт НЕ мимо курсов (знаете, как на очных лекциях — лектор гундит, а студенты храпят, чтобы ночью были силы на студенток). А сколько потом поймут их правильно? А сколько потом применят на практике? А сколько получит результат?

Это напоминает мне всем известную «воронку продаж» — каждый сотый доходит до покупки — это всё равно, что делать кинотеатр, а сидеть и смотреть в нём фильмы самому (одному). Главное в другом. Помните, что Академией называлась зачуханная рощица в полсотни деревьев в Афинах, но в ней читал свои лекции Сократ! И потом перенесли слово «Академия» на здание / учебное сооружение.

Неважно ГДЕ вы и в какой ФОРМЕ даёте знания. Главное КТО их даёт. «Человеку нужен Человек» (С.Лем) сначала для подражания, потом для помощи в развитии и обучении, ну и далее для всего остального.

Снятый на ужасную (по своременным меркам) камеру «Броненосец Потёмкин» — бессмертный фильм, а «СТАЛИНГРАД» Бондарчука-«джуниура» — дерьмо хоть и в IMAX.


Иллюзия №2 или «Бенчмаркинг«.

Вот в чём лучше всего преуспели «западные консультанты» так это в генерации умнозвучащих и ничего за собой не имеющих слов. Одно из таких слов — «бенчмаркинг». Или, по-простому, взяли  на рынке две «похожие» компании (по численности персонала, по выручке, по отрасли, по специализации и т.п.); затем замерили их финансовые показатели (у одной, допустим, прибыль X рублей , а у другой — Y) и увидели также, что одна тратит 4% на обучение персонала, а другая 4,5% (допустим от ФОТ) и, не дай Бог, у той, у которой расходы на обучение больше, пусть и прибыль будет больше. И какие выводы делают горе-консультанты — правильно — хотите иметь такую же прибыль, — тратьте столько же на  обучение персонала! Спрашивается, почему? С какого «бодуна»? Если Land Rover сжирает в городском цикле 20 литров на сотню, а Lada Калина — 9, то пожиратель бензина должен доехать из пункта «А» в пункт «Б» быстрее? А как же пробки? А как же знание маршрута? А как же мастерство водителя?

Если с автомобилями всем понятно, то почему с персоналом мы повторяем эти чужие идиотизмы? Если в Европе подсели на курсы по Харасменту, то для успеха ГазПрома в Европейском офисе тоже  надо обучать тому же? А в офисе Шлюмберже в России?

Если у «МелкоМягких» ((С) MiсroSoft) многие сотрудники учатся на электронных курсах, то почему в РКК Энергия (а ведь наши «Союзы» в отличие от «Окон» не виснут и работают получше швейцарских часов) обязательно должны любить пялиться в Айфоны? Если человек считает логарифмы в уме, зачем ему планшетник? Правильно, для чего угодно, но  не для учёбы.

Как можно полагать, что качество вина зависит от формы и размеров, и материала бутылки? Если много уделять внимания форме (а бенчмаркинг именно это и есть — выявление ФОРМАльных признаков и их сравнение), то все мужчины должны пялится на грудь Анжелины  Джоли, а не молодых деревенских девушек, пахнущих свежими сливками и сеном!

По сути. Надо смотреть на контекст ситуации, на взимосвязи, на смыслы. Все компании уникальны, а вот совершаемые глупости — одинаковы. Электронное обучение очень специфический и сложный инструмент, подходящий не всем. Конечно, современная компьютерная игра подойдёт практически каждому, но чему в ней можно  научиться такому, что поможет в маркетинге, в бухгалтерском учёте, в переговорах? Обучиться вождению? — Да. Обучение думанию? — Нет. Категорическое нет. Почему? Потому, что думать это человеческое, а для этого вспомните С.Лема — Человеку нужен Человек.

Кстати, дети уходят в соцсети, так как им не хватает … общения, вот и заменяют они «пластиковыми приблудами» настоящие сливки и сено, но ведь это приводит совсем не к тому, к чему мы хотим привести персонал и компанию. Как организму не достаточно чипсов и колы для нормального питания, так и электронное обучение при бездумном использовании выхолащивает сам принцип обучения и развития, как IQ заменяет ум. И получается IQ-park — «жуткое» место, там, кто не знает, Пенсионный Фонд России находится в Москве. Представляете? IQ (читай Интеллект!) и ПФР, это как Галкин Паваротти изображает! Бред.


Иллюзия №3 или «средняя температура по Больнице«. Как и обещал ранее теперь о среднем. Когда говорят об эффективности электронного обучения, всегда оперируют понижением средних расходов на обучение в пересчёте на сотрудника. «Собака тут зарыта» там же, где и … могила СССР. В среднем, в СССР всё было хорошо и у всех всё было, в среднем. А в реальности? Сами помните, если старше 35, если моложе — спросите у старших коллег. Сейчас, правда, ещё «веселее», но тогда почему мы по-прежнему ссылаемся на это среднее? Каждый руководитель в своём отделе знает — кого учить, чему учить и как учить. Почему? Да потому, что в этом нет какого-либо сакрального знания, потому, что мы все учились («чему-нибудь и как-нибудь») и прекрасно представляем себе эти процессы. По крайней мере  на уровне здравого смысла. Кстати, бизнес это и есть здравый смысл. Так может осветить здравым смыслом и систему обучения? А что он говорит для случая электронного обучения?

Проведите исследование — а нужно ли кого-либо вообще учить, тем более в электронном формате? Удобно ли это сотрудникам? Подходит ли им это по форме и по времени? Согласны ли они? Любят ли они читать? Как предприниматель, а точнее как инфобизнесмен скажу — сейчас специалисты по обучению читать не любят! Хотите, чтобы вашу инфорассылку никто не прочел — напишите длинный текст (то есть более 1 страницы!). А что есть электронное обучение — текст, видео, картинки — а точнее их комплекс. То есть очень сложный мультимедийный (то есть многосредовый) продукт. Вы знаете сколько такой продукт стоит? И даже в  пересчёте  на  среднее получается огого и эгеге! А без этого, даже популярных ныне Улицкую и Пелевина (я не поклонник ни той, ни того), читают не миллионы, как в СССР, а всего лишь …. 10-50 тысяч … и это с каким рекламным бюджетом, а он у вас есть? Да, забыл, вы ведь и не текстоплёты их уровня. Вот и получается, что получается прекрасное электронное … снотворное.


Иллюзия №4 или «возможность учиться в удобном формате» (дома, в метро, в парке, на АйФоне и т.п.). Кажется, дай примату Айфон и станет он Леонардой из Винчи. Ведь теперь у него под руокй в любой точке с 4G весь кладезь человеческих знаний, википедия, электронные и видео курсы, книги, аудиозаписи, конспекты и … шпаргалки. А что получается? Порнуха, трёп и себячки (простите — «сэлфи»). Что не делай с бабуином, а он весь прогресс употребит на виагру и самок.

Многие «ВорлдВайд кампанис» горды тем, что аж 5% их сотрудников участся сами и пользуются их ВорлдВайд базой знаний. Это смешно.

  1. Вы покупаете арбуз и съедаете только 5%, а остальное выкидываете?
  2. 95% своей зарплаты вы тратите на туалетную бумагу?
  3. 95% ваших расходов на обучение вы выкидываете на помойку и этим гордитесь?

А меж тем эта «цифра» не  нова и известна, как результат нормального  распределения. И давно известно, что 5% людей любят, могут и учатся САМОСТОЯТЕЛЬНО. И делали это и в каменном веке, и при царизме, и при капитализме и при всех других -измах будут делать то же самое. Почему? Потому, что им это нравится. Так же, как другим нравится не учиться.

И где здесь достижение достойное  гордости? Есть только маркетинг, реклама и PR.


Иллюзия №5 или «мотивация к обучению / обучение, как мотивация«. Сладкое «на третье». О любимом, — о мотивации. Мотивация, это то, «что изнутри, а не  снаружи». Как обучение может быть мотивацией? Особенно, если обучения для целей бизнеса (а не сотрудника). Как можно скрестить зелёное и горячее? А ведь постоянно скрещивают. Сделают «электронные шедевры», от которых сами в восторге, и потом этим мотивируют окружающих. Это мне напоминает ситуацию, когда для каждого ролителя его дети  самые красивые, а чужие — так себе. И как эти чужие, которые «так себе» могут вас мотивировать? Првильно, вы сделаете вид. Вот сотрудники так и делают, а потом делятся с коллегами своими впечатлениями, но кулуарно, не при вас. А потом, «опытный» руководитель понимает, что лучше старых и добрых кнута и пряника нет ничего на этом свете. И сотрудники становятся «замотивированными», то есть замороченными на всю голову.

Так что же делать? Всё ли так плохо?

Нет, как раз всё хорошо! Есть хороший инструмент — дорогой, сложный, мощный — надо его изучать, думать, экспериментировать (осторожно). Но не забивать им, как тем микроскопом, гвозди.

Что для этого нужно? Думать, думать своей головой и хорошо платить тем, кто говорит вам правду, а  не рекламные слоганы.

Кстати, кто заметил, сколько смысловых ошибок в названии этой статьи?
Точнее в цитате — «Коперника сожгли за то, что Земля круглая«? А знаете кто это сказал? Скажу только, что этот человек не молод, пару раз возглавлял Думу, Единую, нашу, Россию и сейчас тоже находится так высоко, так высоко, что когда  на него смотришь, — кепка с головы сама спадает. А ведь это школьная программа. А вы электронный университет, электронный университет, тут бы зачуханная Академия где бы нибудь, хоть тень будет от горячего летнего Солнца.

Москва. 5 августа. 2016.


PS: изначально Академией называли одну зачуханную рощицу, в оооооочень древней Греции, где сидел лысый и неопрятный мужик и учил окружающих мудрости логического мышления и словоблудия. Это уж потом он стал известным философом, а намного позже Академиями станут нарекать «храмы» «знаний». Помни имя своё, помни истоки 🙂

С уважением, Марат Удовиченко.
14 июля 2017

Для подписки на дайджестную рассылку  компании «ОБРАЗ» введите ваш E-mail:

Delivered by FeedBurner